неофициальная страница ФК БалтикаЛогоБалтика Калининград
новости
команда
межсезонье
сезон
пресса
архив прессы
соперники
архивы
гостевая
прогнозы
ссылки
BALTNET
пресса

Новые Колеса, 16.10.03
Коррупция и футбол

Главный тренер команды "Смена-Сатурн" Олег Терешонков: "Не было ни одной игры, чтобы я не дал судьям денег"

- Про высшую лигу говорить не буду, - начинает свой рассказ бывший главный тренер "Смены-Сатурн" Олег Терешонков. - Во-первых, я там не работал. Во-вторых, высшая лига вся на виду у телевидения, прессы - и поэтому в ней все значительно сложнее... Но вот во второй, например, играть вообще бесполезно, если не имеешь денег. И в первой то же самое. Ты можешь болтаться в середине турнирной таблицы хоть всю жизнь. Но если хочешь решить какую-нибудь задачу, нужны деньги. И не просто деньги, а двойной бюджет команды...
Я могу сказать, что в первой лиге практически 50 процентов купленных игр. При этом команды либо договариваются между собой, либо покупают нужный результат... Обычно тренеры говорят: денег не хватило игроков купить... Ничего подобного! Денег не хватает дать, чтобы уйти...
Продажа матчей
Честно говоря, меня всегда смущала купля-продажа. И мне казалось, что выиграть мы сможем и без покупки игроков соперника. Но дело в том, что очень много людей крутится вокруг футбола...
5 октября 1993 года "Смена-Сатурн", в которой я тогда работал главным тренером, в Вологде встречалась с местным "Динамо". Тот позор до сих пор не могу забыть. Мы тогда, в принципе, задачу практически решили - но нам хотелось, как бы это сказать, себя закрыть. Приезжаем в Вологду - поле плохое, игра ну никак не идет. Да еще их тренер, молодец, сразу сообразил, что игроки сдают матч, и снял питерца Владлена Баушева и капитана команды москвича Алексея Ильина - своих основных, ведущих футболистов. А вратаря он, видно, не распознал...
И вот за несколько минут до финального свистка Саша Захариков бьет с центра поля. Просто в сторону ворот. Вратарь ловит мяч, потом поддевает его ногой и забрасывает себе в ворота. Мы выиграли 1:0, а я сразу развернулся и уехал в гостиницу, даже не стал дожидаться команды. Потому что стыдно было, но... Мы выиграли, а это очко, вернее два, нам очень были нужны в тот момент. Для того, чтобы полностью себя обезопасить.
Но не только мы покупали, но и нас. 26 июня 1995 года "Смена-Сатурн" встречалась с "Ладой". Команда попала в финансовую дыру: уже давно не платили зарплату, с деньгами было совсем плохо. Вплоть до того, что уже подумывали не выезжать на некоторые игры, потому что средств не хватало. И тут поступило предложение от "Лады" сдать им игру в Тольятти.
С этим они, естественно, обратились к нашему руководству. Мы-то тренеры, как правило, в такие дела не влезали. То есть нас просто вызывали и ставили перед фактом. В тот раз мне так и сказали: все уже решено, деньги (15 тысяч долларов) мы уже взяли, так что игру надо сдать. Но как? Думай сам! Вот и пришлось придумывать...
А потом любители футбола, видевшие составы команд, смеялись и не могли понять, что это такое. Почему центральный нападающий Эдик Веранян вдруг, ни с того ни с сего, играет последнего защитника? Правда, вначале даже это не помогло - и после первого тайма при счете 1:1 у Виктора Антиховича, тренера "Лады", чуть инфаркт не случился.
В общем, пришлось мне в перерыве объяснить все ребятам (до матча я поставил в известность только вратаря Андрея Александрова). Заменил Сережу Лагутко, забившего "Ладе" в первом тайме гол, снял Олега Еремина - самых агрессивных наших игроков. Это, в принципе, и решило исход матча.
Ребята тогда очень обиделись: "Вот если бы мы знали все, что сдаем игру, нам было бы легче. Но мы-то ведь упирались..."
Согласен, что это подлость со стороны тренера, когда команда играет и не знает, что ее уже заранее "убили".
В общем, команда на второй тайм вышла полностью разбитая и не могла играть. И "Лада" выиграла без проблем. Соперники, кстати, своего слова не сдержали. Они обещали, что много забивать нам не станут. Договорились, что проигрываем в один мяч, чтобы нам не стыдно было... А они нам еще четыре штуки заколотили.
Их нападающий Равиль Валиев, забивший нам четыре гола, потом говорил, что не понимал, что делает голкипер в воротах и почему в момент удара он прыгал совсем в другую сторону.
Кидалово
Ответную игру "Ладе" 19 октября 1995 года опять пришлось сдать. Формула сдачи ведь отработана, и ею пользуются все команды. В первом круге мы отдаем очки вам на выезде и за это получаем залоговые деньги. Во втором вы должны отдать игру нам. Если же по турнирному раскладу возникает необходимость, когда, например, надо выходить наверх или, наоборот, цепляться за какое-либо место, то вы можете не отдавать очки. Но тогда деньги остаются у нас. Если же все в порядке - очки отдаются, то часть денег (половину) мы возвращаем обратно. И это практикуется всюду и всегда...
Во второй игре с "Ладой" я был уверен, что мы будем играть и выигрывать. И команда у них тогда находилась, прямо скажем, в неважном состоянии. Но они хотели опередить "Зенит" (задачу выхода в высшую лигу они к тому моменту уже решили), то есть занять второе место. Вот Антихович приходит и говорит: "Деньги можете оставить себе. Я еще добавлю, но отдайте нам и эти очки". Пришлось снова сдавать игру. Но если в первый раз со мной об этом говорил наш президент Леонид Шкебельский, то во второй раз Ираклий Гегечкория. Он, кстати, тогда команду обманул. Пришел и говорит: "Ребята, я эти деньги разделю между вами". Игру-то сдали, а вот денег ребята так и не получили.
10 июня 1995 года мы купили московский "Асмарал"... Тоже очень стыдно было. Потому что "Асмарал" отдавал игру (вратарь даже показывал, куда бить), а мы не могли забить. Так и сыграли вничью 1:1. И ребята из той команды пришли, которые деньги должны были взять. Они говорят: "Дайте нам хоть какие-то деньги. Мы же ведь отдавали игру, а то, что вы не забили, ваша вина".
И действительно, один только Александр Кисляков семь раз выходил один на один. Вратарь прыгал совсем в другую сторону, а он бил мимо цели. Концерт, стыдно...
"Стимулирование" других команд
Тоже, в принципе, распространенный способ. И применяется он более-менее в открытую. А почему бы и нет? Просто команда, заинтересованная в поражении конкурента, платит обидчику премиальные... Помню, мы давали до пяти тысяч долларов - это наш предел. Но я знаю и другие цифры...
Когда мы в 1992 году выходили из второй лиги в первую, иногда использовали следующую схему. Например, я брал деньги и выезжал в другой город. Ну, скажем, в Черняховске играл очередную встречу Дзержинск (а "Химик" у нас всегда поперек дороги стоял). Когда приехал туда, то сразу же вызвал капитана черняховского "Прогресса" Сережу Подгорного: "Я привез деньги. Вот тебе столько-то тысяч, чтобы вы завтра обыграли Дзержинск! Мне неважно, как ты ими распорядишься - поделишься с командой или оставишь себе. Мне нужен положительный результат!"
"Хорошо! Мы этот вопрос решим!"
Вторую часть денег отнес в судейскую коллегию судьям, пояснил: "Надо, чтобы сегодня Дзержинск убили!"
Ну так оно и было, конечно: "Прогресс" победил 2:0. Игрок "Химика" Сережа Антонов потом вспоминал:
"Стою перед матчем, настроение хорошее. Вдруг голову поворачиваю: "черный ворон" (это они меня так называли, - прим. О.Т.) на трибуне сидит. И тогда мне все стало ясно - нам сегодня не выиграть".
А вдруг кого-нибудь застрелят?
Нас, кстати, тоже "стимулировали". 23 октября 1993 года во Владикавказе дело было... Нам тогда уже новороссийский "Черноморец" дал денег. Как премиальные за победу. И мы выиграли со счетом 1:0. Если учесть, что тогда мы платили за победу на выезде по 200 рублей, сумму нам предложили очень даже не маленькую.
Конечно, деньги шли не нам, а руководству. Мы же получили дополнительно еще по 200 рублей. Но давление перед тем матчем было ого-го! Хозяева привезли меня в офис и начали обрабатывать. При мне позвонили в Грозный, в команду "Терек", и договорились, что, если мы отдаем очки Владикавказу, там нам вернут должок в Чечне. А туда ведь вообще никто не ездил. И для них одна радость была, чтобы хоть кто-то просто приехал. То есть, в принципе, тех очков нам бы хватило, чтобы в пятерку попасть и выполнить поставленную задачу. Но я про себя подумал: ехать в Грозный за очками? а вдруг кого-нибудь застрелят, что-нибудь случится? Ведь меня же родители и жены футболистов не простят...
В общем, мы победили и решили поставленную задачу еще во Владикавказе. Андрей Лапушкин тогда хороший гол забил. Но там, очевидно, и "Черноморец" со своей стороны постарался. И с судейством они сами вопрос решали. Потому что судьи судили "как положено".
Покупка судей
Судьи... За восемь лет, в течение которых я работал в командах мастеров, не было ни одной игры, чтобы я не дал судьям денег. Или они не взяли и я проиграл, а если я выиграл - значит, они деньги взяли... Вы думаете, что просто так, ни с того ни с сего, вдруг выдают нам помимо различных справочников телефоны всех судей? Ну кому они нужны? Зато теперь проблемы никакой не стало. Звоню в Москву (при этом знаю заранее, кто нас судит) и говорю: "Привет, Петя! Какие вопросы? Сколько, чего?" И все в порядке. То есть здесь все продумано, все не просто так!
В 1992 году у нас в "Смене" работал целый штаб. В частности, мы систематизировали желтые карточки игроков всех наших конкурентов. И принимали меры. Вот, например, смотрели через два тура предстоит играть с такой-то командой. Неважно с какой - ведь нам на любом выезде очки трудно взять. И мы уже созванивались с судьей и говорили: ты судишь завтра там, к примеру, "Спартак" (Нальчик) с еще какой-нибудь командой. Скажем, у Петрова одна карточка, если он получит вторую - значит, пропустит игру с нами. То же с Ивановым и Сидоровым... В общем, 500 долларов давали за то, чтобы человек не мог сыграть с нами, и когда мы приезжали играть три ведущих футболиста соперника оказывались выбитыми. И никто, конечно, не мог понять, в чем дело. А мы, естественно, выигрывали матч.
Так что такой штаб должен работать всегда. И он работает так везде. Ведь команда, которая решает задачи, решает их именно таким образом. По-другому просто не бывает...
Деньги отнесла жена
В 1991 году я работал с петрозаводским "Спартаком". Предстоял нам тогда длинный выезд: Черняховск, Гомель, Калининград. То есть все команды, находившиеся в лидирующей пятерке и боровшиеся за первое место. И вдруг я выигрываю в Черняховске, затем в Гомеле. Вроде бы и успокоиться надо, а меня уже тренерское самолюбие заело: хочу победить и в Калининграде. Только вот денег больше нет...
Мы обычно ведь как рассчитываем: там, может, зацепимся за "ничейку" (столько-то надо судье дать), там еще столько-то. А здесь я две игры выиграл и деньги закончились. Срочно звоню жене и, как сейчас помню, говорю: "Привези полторы тысячи рублей..." Деньги, по тем временам, очень большие.
Она: "Где я возьму?"
"Займи где хочешь. Но приезжай с деньгами".
В общем, прилетела она, но ведь судью еще найти надо. И вот мы с женой всю ночь просидели на телефоне по всем гостиницам "пробивали" судью. От администратора ничего не добиться: не скажет. Но мы все равно нашли, потому что жена звонила, а женским голосом добиться можно гораздо больше, нежели мужским.
Итак, "пробили" судью, приехали на такси в три часа ночи, и жена, пока я ждал у гостиницы, отнесла деньги... На следующий день матч. Мы ведем 1:0 и, в принципе, довели бы матч до победы, а я увез бы шесть очков (на выезде у лидеров!) случай редчайший. Но судья на последней минуте назначает в наши ворота пенальти. Хозяева забивают, и игра заканчивается 1:1...
После матча я напрямую спросил теперь уже покойного Олега Лившица, председателя областной федерации Калининграда: "Олег, сколько заплатили?"
Он: "Ну, ты полторы тысячи дал, а мы решили: вас все равно не обыграть, и дали 700". Вот так: председатель федерации все знал!..
А уже вечером, когда ко мне за деньгами в полном составе пришла судейская бригада, я сказал главному судье: "Знаешь что? Я тебя видеть больше не хочу! А деньги лучше отдам твоим помощникам: захотят - поделятся с тобой, не захотят - нет!"
Все-таки ребята на самом деле помогали. А он меня на последней минуте убил...
Судей, которые не брали, я не встречал. Правда, попадались такие, кто говорил, что мало.
...20 сентября 1995 года бились в гостях с саратовским "Соколом". "Зенит" в тот же день играл в Питере, и, как мне потом рассказывали, по стадиону им. Ленина объявили, что матч в Саратове закончился со счетом 0:0.
Тут, конечно, сразу крики: "Ура!"... А на самом деле, мы переиграли больше десяти минут, и уже на одиннадцатой добавленной минуте нам забили-таки гол. А все потому, что судью того матча не удовлетворила сумма, а у меня просто больше денег не было.
Я ему предлагал то, что мне дали... Не хватило.
Пока судья гетры снимал
Иногда, бывало, и о сумме договорились, и матч взяли, а на судью не выйти, деньги не передать. Помню, в 1992 году играем с "Торпедо" в Павлово-на-Оке, и на судей смогли выйти только там. Обговорили суммы. Игра закончилась со счетом 2:1 в нашу пользу, но в подтрибунные помещения никак не пробиться. Кругом люди с депутатскими значками, директора каких-то военных заводов. И охраны, соответственно, набито - в судейскую не пройти. А у меня уже деньги разложены: боковому, тому, этому...
Но ничего, выкрутился. Пока судья гетры снимал, я ему туда успел засунуть, он аж белый сидел от страха... И вот так все деньги распихал.
Другой случай был еще интереснее. 23 сентября 1993 года играем в Калининграде с "Балтикой". А тогда как раз деньги туда-сюда начали "скакать". И вот мы пришли после матча с нашим менеджером Сергеем Афониным в судейскую. Он стоял, отвлекал, а я деньги пытался пристроить (а пачка-то довольно внушительная)... Сергей показал мне судейскую сумку, а я засунул туда пачку. И тут он мне показывает: не та сумка! У меня руки аж затряслись, когда доставал эти деньги из чужой сумки и перекладывал их в другую сумку.
Но чего мне это стоило! Потом даже плохо было, и, когда вышли, я чуть сознание не потерял. Потому что поймай меня в тот момент, ребята такие, шутить бы не стали. Обвинили бы, что залез в чужую сумку и краду деньги.
В той игре, кстати, мы "везли" "Балтику" в один мяч. И судья серьезно "прихватил" нас (Юрий Вергопуло, по-моему), хотя все вопросы были решены. Тут Боря Матвеев подбегает к бровке, где мы сидим (а рядом скамейка "Балтики", милиция стоит), и кричит: "Олег Яковлевич, он еще просит!"
Я говорю: "Сколько?"
Он мне на пальцах показывает. Это был концерт!
Я: "Скажи, что дадим!"
Он бежит к судье (а все ведь видят это!), говорит: "Все в порядке!" И мы выигрываем игру - 3:1.
Три пенальти
22 августа 1991 года мой "Спартак" играл в Петрозаводске с ленинградским "Динамо", которое тогда тренировал Володя Пронин. Они стремились в первую лигу и шли на первом месте...
Вы видели, чтобы в одном матче назначались три одиннадцатиметровых в ворота хозяев? А мне дали три пенальти! Три!!! И при этом еще на 82-й минуте удалили вратаря.
Мой вратарь Вадик Гутовский потом рассказывал: игрок, который в него врезался, долго не вставал. Вадик его спросил: чего, мол, валяешься-то. А тот: "Я вот полежу немного, отдохну, а тебя, глядишь, выгонят".
Судья, действительно, подбежал и... показал красную карточку. Мы проиграли 1:3, а я сразу после финального свистка "поговорил" с арбитром. Отбросил свою куртку Денису Зубко и, попросив милицию отсекать всех, кроме судейской бригады, отлупил "главного" - Мишу Бойцова из Казани. Сильно я его тогда побил, помнится...
Татарская бригада
Но на этом история не закончилась. На что в Карелии спокойные люди, но и там конфликт разгорелся нешуточный. Болельщики тогда оцепили весь стадион и не давали никому выйти. Вот и пришлось помогать "Динамо" выехать со стадиона. А ведь вокруг народ с кольями, палками, крючьями... Я вышел и чуть ли не на коленях просил: "Отпустите команду. Они ведь ни при чем".
В общем, команда уехала. Я же пошел разбираться с судьями. Они в судейской. Зашли вместе с полковником милиции и с порога: "Деньги сюда!" А сумма была приличная - полторы тысячи рублей.
Бойцов трясущимися руками достал конверт (а мои были без конверта). Я открыл его, а там две тысячи. Ну и бросил их ему обратно - это не мои деньги. Он опять залез в сумку и достал уже мои полторы тысячи. И тут мне этот полковник и сказал: "Ты чего? Мы же его сейчас посадить можем! Это же все - тюрьма ему!"
И вот Бойцов тогда стал меня умолять: "Никто не узнает, что ты меня побил... Никто не узнает о беспорядках... Отпустите меня отсюда!"
Легко сказать отпустите, болельщики-то никого не выпускают. И потом с такими приключениями его вывозили. В первый раз приехала спецмашина, которая пьяных подбирает. Но водитель, молодой сержант, отказался его везти: "Он что, пьяный?"
- Нет, просто надо судью вывезти на вокзал, а то болельщики не выпускают!
- А как сыграли?
- Да, 1:3 проиграли.
- Еще чего не хватало!
Развернулся и, вопреки приказу своего начальника, уехал.
Что делать? В общем, загнали милицейскую машину со стороны поля, и в маленькую амбразуру протискивали судью. И когда болельщики "прочухали", что он уже уехал, вся эта толпа рванула на вокзал.
Петрозаводск вообще-то город маленький, но они все-таки чуть-чуть не успели - поезд ушел. А то неизвестно, что бы было!
С тем же Бойцовым потом еще один случай произошел. В 1992 году приезжаем в Пензу. Только в номер зашли вместе с моим помощником Виктором Всеволодовичем Виноградовым, еще не расположились, звонок. "Я - Бойцов. Завтра обслуживаю ваш матч".
В принципе команда пензенская так себе, но, чтобы на всякий случай себя обезопасить, говорю: "Заходи". А сам говорю Вите: "Все, мы "попали"! Я же его колотил..."
"Да ты чего? Это же такие подлые люди!"
И действительно...Он зашел, мы поговорили. В общем, он эту команду на колени поставил (мы выиграли 2:0), и она так и стояла, ничего не могла сделать. А он потом всегда говорил: "Нужно? Вызывай нашу татарскую бригаду, я положу любую команду! Где хочешь!"
Не боюсь ли я говорить об этом? Бояться надо, когда работаешь в этой области. Но я знаю, что мне уже не вернуться в футбол. Можно на уровне города, школы, но с той зарплатой, которую получают ребята, меня это не устроит. А бояться-то здесь чего?

"Северный форум"


предыдущий матч
25 мая 2013 г.
Первенство России '2009.
34 тур
3:1
"Балтика" "Торпедо" Москва
отчет о матче >>
следующий матч
таблица чемпионата
error! Can't open file: 't_temptable.MYI'. (errno: 145)

Fatal error: Call to undefined function error() in /home/baltika/public_html/includes/champ/table.inc on line 113